Курс 4 Лекция № 1  

Небесная корова.

Изображение небесной коровы высекалось на каменных стенах многих царских гробниц между 1350 и 1100 гг. до н.э. Мифологический рассказ, сопровождающий его, можно изложить вкратце так.

Когда солнечный бог Ра, царь людей и богов, состарился, он узнал, что в верховьях Нила и в пустыне люди злоумышляют против него. Тогда он сознал совет богов, в который входили мужские божества - Шу, Геб и Нуну и женские - Тефнут. Нут и Око Ра. Это было сделано втайне от людей. По совету богов Ра послал свое Око в виде богини Хатхор истребить человечество. Когда богиня возвращалась, радуясь, что завершила часть своей работы, Ра раскаялся и решил пощадить оставшихся людей. По его приказанию ночью на поля вылили красное пиво, и когда кровожадная богиня утром продолжала свой путь, возвращаясь к пославшему ее Ра, она нашла пиво приятным для души. Хатхор опьянела и перестала замечать людей. Так, добавляет рассказчик, возник обычай приготовлять пьянящие напитки к празднику Хатхор.

Но Ра все-таки устал от пребывания на земле с людьми. Нуну, древний бог, имя которого означает "первоначальный океан", посоветовал ему сесть па спину коровы Нут. Когда настал рассвет и люди начали пускать друг в друга стрелы, корова Нут с сидевшим на ее спине Ра поднялась и стала небом. Тогда Ра выразил свое “удовлетворение” и пожелание “насадить зелёные травы” на небе - играя словами, рассказчик сообщает, что благодаря этому высказыванию Ра появились “Поля Удовлетворения” и “Поля Тростников”. В основе этих древних названий лежит представление о небесном озере, хотя позже, в контексте нашего мифа, они стали означать идеал земледельцев - землю для возделывания в потустороннем мире. Однако на большой высоте у коровы закружилась голова, и она задрожала. “Тогда величество Ра сказал: „Если б только я имел число-хех [значение: миллион божеств?], чтобы поддержать ее". Этими словами он сотворил (восемь) божеств-хех”, которые поддерживали ноги небесной коровы. Наконец, Ра повелел богу Шу поместиться под коровой, чтобы поддерживать ее брюхо и стеречь восемь божеств-хех.

Рассказ заканчивается предписанием читать его над изображением коровы - очевидно, это должен делать отец, держа свое новорожденное дитя над головой, чтобы предохранить его от всякого зла.
Первая часть рассказа являет собой сочетание более древних мифологических представлений. Солнечный бог Ра в своей роли царя людей и богов тождествен изначальному богу Атуму и, таким образом, по самой своей природе - глубокий старик. Прегрешение человечества против Атума упоминается еще около 2100 года до нашей эры. Что же касается несколько загадочного представления об Оке верховного бога, замечу, что оно идентично злобной змее Урею, богине Хатхор и другим богиням. Мягкая по природе, богиня Хатхор, обычно воплощавшаяся в корову, выводится здесь как кровожадное Око. Очевидно, вся история была задумана с целью объяснить обычай напиваться сверх меры во время праздника Хатхор.

Вторая часть мифа связана с первой общим мотивом усталости Ра от человечества. Взятая сама по себе, она истолковывает изображение небесной коровы лишь небольшим отклонением: на картине Ра не сидит на спине коровы, а плавает в своих двух ладьях. Это - космогоническое повествование, поскольку оно объясняет, как возникло небо. Более того, существование небесных полей и восьми богов, которых изображают держащими ноги коровы, объясняется игрой слов. Игра слов широко распространена в египетской мифологии. Новые мифологические концепты нередко создавались этим избитым и тяжеловесным приемом, например в гимнах и обрядах.

Изображение отнюдь не является иллюстрацией ко всему мифу о небесной корове, и, с другой стороны, миф не согласуется с изображением во всех частностях. Попытаемся поэтому рассмотреть изображение само по себе. Мы увидим, что оно состоит из разнородных элементов, совершенно так же как и изложенный выше рассказ о кровожадной богине.

Детали картины, я полагаю, достаточно ясны. Мы видим стоящую корову. Ее живот украшен линией звезд; вдоль него плавают две ладьи; в одной из них - человек, носящий в качестве головного убора солнечный диск. Живот коровы опирается на поднятые руки мужчины, а каждую ее ногу поддерживают двое мужчин. К этому можно еще добавить, что иероглифы между рогами и перед грудью коровы читаются хех, что означает “миллионы” или “божества хех”, а иероглифы у ее лба читаются “красота”, что, возможно, служит обозначением коровы .

В добавление к звездам, указывающим, что изображается небо, на картине отражены четыре различные и взаимно противоречивые концепции неба: корова, океан, женщина Нут и крыша. Все эти четыре представления принимались как верные теми, кто был ответственным за украшение царских гробниц около 1300 года до нашей эры.
Ни от одного египтянина не ждали, что он будет верить какому-то одному представлению о небе, поскольку все представления принимались как правомерные одними и теми же теологами. Более того, поскольку у египтян было столько же здравого смысла, сколько и у нас, мы можем с уверенностью сделать заключение, что никто, кроме, возможно, самых наивных, не воспринимал комбинированное изображение небесной коровы в буквальном смысле.



Домашнее задание:
Опишите небесную корову, объяснив значение символов, изображенных не ней.
или
Напишите свой собственный миф в египетском стиле.

Хостинг от uCoz