Курс 1 Лекция № 5  

Пантеон.

Древнегреческий божественный пантеон был основой развития общества не только Древней Греции и Рима, но и отображал историю и развитие одной из первых древних цивилизаций мира. Рассмотрев богов, божеств и героев древнегреческой мифологии можно увидеть развитие современного общества, как оно меняло свое восприятие вселенной и мира, как относилось к общности и индивидуализму. Благодаря мифологическим историям Древней Греции, возможно, увидеть, как формировалась теология и космология человечество, как менялось отношение человека к тем стихиям и проявлениям природы, которое оно (человечество) не могло объяснить с помощью логики и науки. Мифология Древней Греции важна тем, что она подтолкнула человечество к умственному развитию, к появлению множеств наук (математики, логики, риторики и многие другие).

При всем множестве греческих богов можно выделить 12 главных. Пантеон общегреческих богов сложился в эпоху классики.

Каждое божество в греческом пантеоне выполняло строго определенные функции:

1. Зевс — главный бог, властитель неба, громовержец, олицетворял силу и власть.
Самый великий из богов Олимпийцев, и отец богов и людей, был сыном Кроноса и Реи, братом Посейдона, Аида (Плутон), Гестии, Деметры, Геры, и в то же самое время он женился на своей сестре Гере.
Когда Зевс и его братья распределили между собой правление частями мира, Посейдон получил море, Аид подземный мир, а Зевсу достались небеса и земля, но земля была распределена между всеми другими богами.
Согласно Гомеру Зевс, как другие олимпийские боги, жил на горе Олимп в Фессалии, которая, как полагали, была выше уровня неба . Его называют отцом богов и людей, самым великим и сильным среди бессмертных существ, которым повинуются все другие. Он - самый великий правитель, который управляет каждой вещью на земле, основатель королевской власти, закона и порядка, от сюда появилась игра в кости, Фемида и Немезида - его помощники. Он мстил за тех, кто был обижен, и наказывал тех, кто совершал преступление, поскольку он наблюдал события и страдания всех людей. Он вооружен громом и молнией, и сотрясение этих его признаков производит шторм и бурю: многие эпитеты Зевса в стихах Гомера описывают его как громовержца, собирателя облаков, и тому подобное.

2. Гера — жена Зевса, богиня брака, покровительница семьи.
Гера была царицей Олимпийских богов и богиней женщин и брака. Она была также богиней неба и звездных небес. Гера обычно изображалась как красавица, носящая корону и держащая королевский лотос. Иногда она держала королевского льва или кукушку или ястреба.
Будучи дочерью Кронуса, ее, как и других детей, проглотил отец, но впоследствии освобождена, и, согласно аркадской традиции, она была воспитана Теменусом , сыном Пегаса. Аргивяне, с другой стороны, говорили, что она была воспитана Эвбеем, Просимна, и Акраей, тремя дочерями реки Астерион. Ее брак с Зевсом также предложил вполне достаточную область для поэтического изобретения, и несколько мест в Греции требовали чести быть сценой брака. Этот брак играет видную роль в вере Геры под названием hieros gamos; в этом случае все боги удостаивали невесту подарками, и Германий представил ей дерево с золотыми яблоками.

3. Посейдон — бог моря, брат Зевса.
Был великим олимпийским богом моря, рек, наводнения и засухи, землетрясений, и лошадей. Он был изображен, как зрелый крепкий мужчина с темной бородой, и трезубом.
Будучи правителем моря (Средиземноморья), он описан как собирающий облака и штормы. Он расценивался как создатель лошади, и, как соответственно полагали, преподавал мужчинам искусство управления лошадиной уздечкой, и был создателем и защитником гонок. Следовательно, он был также представлен едущим верхом на лошади, или в колеснице, оттянутой двумя или четырьмя лошадями. Символ власти Посейдона был трезубом, или копьем с тремя остриями, которым он имел обыкновение разрушать скалы, вызывать или подчинять штормы, встряхивать землю.

4. Афина — богиня мудрости, справедливой войны.
Афина (или Athena) была великой олимпийской богиней мудрого совещания, войны, защиты городов, героической попытки, переплетения, глиняной посуды и других ремесел. Она была изображена коронованная украшенным гребнем, вооруженной щитом и копьем, и носившей эгейский плащ, обернутый вокруг ее груди и руки, украшенной чудовищной головой Горгоны.

5. Афродита — богиня любви и красоты, рожденная из морской пены.
Была великой олимпийской богиней красоты, любви, удовольствия и порождения. Она изображалась как красавица, обычно сопровождаемая крылатым божеством Эросом (Любовь). Ее признаки включали голубя, яблоко, раковину и зеркало. В классической скульптуре и фресках она часто изображалась нагая.
Согласно представлениям космологии природы Афродита была персонификацией природы, и матерью всех живых существ. Но согласно широко распространенному мнению греков и их поэтических описаний, она была богиней любви, которая взволновала эту страсть в сердцах богов и мужчин, и этой властью управляла на всеми живущими созданиями.

6. Арес — бог войны.
Арес был великим олимпийским богом войны, сражений, и мужественной храбрости. Он был изображен или как зрелый, смело выступавший воин, одетого в оружие в сражении, или как нагой безбородый юноша с рулем и копьем. Из-за его нехватки отличительных признаков, его часто трудно идентифицировать в классическом искусстве.
В Греции непосредственно вероисповедание Ареса не было очень общим. В Афинах у него был храм, содержащий статую; в Лаконии у него был храм с рощей, где проводился ежегодный фестиваль, во время которого никакой женщине не разрешали приблизиться к храму. В Спарте человеческие жертвы предлагались Аресу. Храмы этого бога обычно строились вне городов, вероятно, можно предложить идею, что он должен был препятствовать тому, чтобы враги приблизились к городам.

7. Артемида — богиня охоты.
Артемида была великой олимпийской богиней охоты, дикой местности и диких животных. Она была также богиней рождаемости, и защитницей девочек до возраста брака. Ее брат близнец Аполлон был так же защитником мальчиков. Вместе эти два бога были также богами приносящими внезапную смерть и болезни. Артемида обычно изображалась как девочка с охотничьим луком и стрелами.
В описании природы и характера этой богини, необходимо различить разные точки зрения:
- Артемида, как сестра Аполлона, своего рода женщина аполлон, то есть, она, поскольку женское божество представляла ту же самую идею, что и Аполлон. Это отношение между этими двумя богами находятся во многих источниках, описанных как отношение мужа и жены, и была традицией, которая фактически описала Артемиду как жену Аполлона. В характере сестры Аполлона Артемида походит на своего брата, вооруженного луком и стрелами, и посылает чуму и смерть среди людей и животных. Поскольку Аполлон не был только разрушительным богом, но также и предотвращал зло, которое было в его власти, таким образом, Артемида была в то же самое время thea soteira; то есть, она вылечивала и облегчала страдания смертных. Таким образом, например, она излечила Энея, когда он был ранен, и отнесла его в храм Аполлона. В троянской войне она примкнула, как Аполлон, к троянцам.
- Аркадская Артемида - богиня нимфа, и ей поклонялась также в Аркадии в очень ранние времена. Ее прибежища и храмы были более многочисленными в этой стране, чем в любой другой части Греции. Не было никакой связи между аркадской Артемидой и Аполлоном. В Аркадии она охотилась со своими нимфами; двадцать нимф сопровождали ее во время преследования, и с шестьюдесятью другими, дочерями Океана, она проводила свои танцы в лесах гор.
- Tаурийская Артемида. Легенды об этой богине являются мистическими, и ее культ был оргиастическим и связанным, по крайней мере в прежние времена, с человеческими жертвами. Согласно греческой легенде была в Таурии богиня, которую греки по некоторым причинам опознали с их собственной Артемидой, и которой все незнакомцы, которые были выброшены на это побережье, были пожертвованы.
- Эфеская Артемида была божеством, полностью отличным от греческой богини того же самого названия. Она, кажется, была персонификацией природы.

8. Аполлон — бог солнечного света, светлого начала, покровитель искусств.
Аполлон был великим богом Олимпийцем пророчества и оракулов, заживления, чумы и болезни, музыки, песни и поэзии, стрельбы из лука, и защиты молодёжи. Он был изображен как красивый, безбородый юноша с длинными волосами и различными признаками, включая: венок и ветвь лавра; ворон; и лира.

9. Гермес — бог красноречия, торговли и воровства, вестник богов, проводник душ умерших в царство Аида — бога подземного царства.
Гермес был великим Олимпийским богом животноводства, дорог, путешествия, гостеприимства, геральдов, дипломатии, торговли, воровства, языка, письма, убеждения, хитрости, спортивных соревнований, гимназий, астрономии, и астрологии. Он был также личным посланником и геральдом Зевса, царя богов.
Гермес был изображен или как красивый и спортивный, безбородый молодой человек, или как старый бородатый мужчина. Его признаки включали палочку геральда или керикеион (kerykeion), крылатые ботинки, и иногда крылатая кепка путешественника и плащ хламиды.

10. Гефест — бог огня, покровитель ремесленников и особенно кузнецов.
Гефест был богом огня, покровителем кузнечного ремесла и великолепным кузнецом.
Гефест был сыном Зевса и Геры, Братом Аполлона, Ареса, Афины, Гебы и Илифии. Существует также альтернативный миф, который говорит, что Гера родила Гефеста самостоятельно без помощи мужчин, желая отомстить Зевсу за рождение Афины.
Он обычно изображается в виде могучего и широкоплечего, но некрасивого и хромого на обе ноги человека. Гомер писал, что Гефест был супругом Афродиты, отцом царя Афин - Эрихотния, а также огнедышащего Какуса.

11. Деметра — богиня плодородия, покровительница земледелия.
Деметра была великой олимпийской богиней сельского хозяйства, зерна, и хлеба насущного для человечества. Она также осуществляла контроль над передовыми из тайных культов региона, иннициантам которым обещали ее покровительство на пути к счастливой загробной жизни. Деметра была изображен как зрелая женщина, часто с короной и держащей сноп пшеницы и факел.

12. Дионис - бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия. Божество восточного (фракийского и лидийско-фригийского) происхождения, распространившееся в Греции сравнительно поздно и с большим трудом утвердившееся там. Хотя имя Дионис встречается на табличках критского линейного письма "В" еще в XIV в. до н.э., распространение и утверждение культа Диониса в Греции относится к VIII-VII вв. до н.э. и связано с ростом городов-государств (полисов) и развитием полисной демократии. В этот период культ Диониса стал вытеснять культы местных богов и героев. Дионис как божество земледельческого круга, связанное со стихийными силами земли, постоянно противопоставлялся Аполлону - как прежде всего божеству родовой аристократии. Народная основа культа Диониса отразилась в мифах о незаконном рождении бога, его борьбе за право войти в число олимпийских богов и за повсеместное установление своего культа.
Согласно основному мифу, Дионис - сын Зевса и дочери фиванcкого царя Кадма Семелы. По наущению ревнивой Геры Семела попросила Зевса явиться к ней во всем своем величии, и тот, представ в сверкании молний, испепелил огнем смертную Семелу и ее терем. Зевс выхватил из пламени Диониса, появившегося на свет недоношенным, и зашил его в свое бедро. В положенное время Зевс родил Диониса, распустив швы не бедре, а потом отдал Диониса через Гермеса на воспитание нисейским нимфам или по другим источникам сестре Семелы Ино.
Дионис нашел виноградную лозу. Гера вселила в него безумие, и он, скитаясь по Египту и Сирии, пришел во Фригию, где богиня Кибела-Рея исцелила его и приобщила к своим оргиастическим мистериям. После этого Дионис через Фракию отправился в Индию. Из восточных земель (из Индии или из Лидии и Фригии) он возвращается в Грецию, в Фивы. Во время плавания с острова Икария на остров Наксос Диониса похищают морские разбойники - тирренцы. Разбойники приходят в ужас при виде удивительных превращений Диониса. Они заковали Диониса в цепи, чтобы продать в рабство, однако оковы сами упали с рук Диониса; оплетя виноградными лозами и плющом мачту, паруса корабля, Дионис явился в виде медведицы и льва. Сами пираты, бросившиеся со страха в море, превратились в дельфинов. В этом мифе отразилось архаическое растительно-зооморфное происхождение Диониса. Растительное прошлое этого бога подтверждается его эпитетами: Эвий ("плющ", "плющевой"), "виноградная гроздь" и т. д. Зооморфное прошлое Диониса отражено в его оборотничестве и представлениях о Дионисе-быке и Дионисе-козле. Символом Диониса как бога плодоносящих сил земля был фаллос.

Домашнее задание:

Творческое. Напишите доклад об одном из богов греческого пантеона. Обязательно обоснуйте, почему выбрали именно этого бога или богиню.

Хостинг от uCoz