Курс 2 Лекция № 2  

Боги и божества Олимпа.

Продолжим разговор о многочисленных олимпийских богах.

Гестия — богиня домашнего очага.
Гестия была девственной богиней очага и дома. Как богиня семейного очага она также осуществляла контроль над выпечкой хлеба и готовкой семейной еды. Гестия была также богиней жертвенного пламени. Кулинария коммунального банкета жертвенного мяса была естественно частью ее культа. В мифе Гестия была первым рожденным ребенком Кронуса и Реи, которую проглотил ее отец при рождении. Зевс позже вынудил старого Титана извергнуть Гестию и ее родных братьев. Как первая, кого Кронус проглотил, она была также последней, кто был извергнут, и так была названа и как самая старшая, и как самая молодая из шести Кронидов (Kronides). Когда боги Аполлон и Посейдон искали ее руку в браке, Гестия отказала и попросила, чтобы Зевс позволил ей оставаться вечной девственницей. Он согласился, и она взяла свое место в его королевском очаге. Гестия была изображена, как скромно одетая женщина, иногда держащая ветвь с цветком. В классической скульптуре она была также скрытой, с чайником (ее признак).

Ананке, Ананка, "неизбежная" - богиня, которой подчиняются другие боги, олицетворяющая необходимость, неизбежность; мать мойр, вершительниц судьбы. Между колен Ананке вращается веретено, ось которого - мировая ось, мойры же время от времени помогают вращению.
В классической античности сирены, дикие хтонические чудовища, превращаются в сладкоголосых мудрых сирен, каждая из которых сидит на одной из восьми небесных сфер мирового веретена Ананке, создавая своим пением величавую гармонию космоса.

Мойры (мойра - "доля", "часть", отсюда "участь", которую получает каждый при рождении) - богини человеческой судьбы.
Первоначально в сознании людей судьба находила воплощение в каком-либо материальном предмете, камне, животном - фетише, носителе жизненных сил. Так, мойра Мелеагра заключена в оставшейся от жертвенного костра головне, спрятанной матерью героя. Желая погубить сына, мать вынула головню и бросила ее в огонь, где та сгорела, вызвав его мучительную смерть. Впоследствии, когда возобладали анимистические представления, магическая сила судьбы, заключенная в фетише, стала представляться самостоятельным божеством, которое наделяет той или иной участью человека, изрекает ему свою волю, определяет его дальнейшую жизнь, ведет его от рождения до смерти, - и нашла воплощение в образах мойр.
Мойры понимаются теперь как рок и судьба, хотя для этих понятий в греческом языке вырабатываются специальные термины. Мойры - это темная невидимая сила, она не имеет отчетливого антропоморфного облика, изображение мойр в античном искусстве редко. С развитием олимпийской мифологии устойчивыми стали представления об одной, двух или, что наиболее распространено, о трех мойрах. Архаические мойры считались дочерями Никты, также породившей смерть, сон, Немесиду, Эриду и гесперид.
С распространением ткачества у многих народов (хеттов, греков, римлян) мойры получают облик прядильщиц. Так впервые в греческой литературе их называет Гомер. Они мыслились в виде суровых старух, прядущих нити судьбы: Клото с веретеном в руке, Лахесис с меркой или весами, Атропос с книгой жизни и ножницами. Разрыв нити - смерть. Философ Платон, преобразуя народные верования, рисует мойр силами высшего небесного правопорядка, женщинами в белых одеяниях, с венками на головах, вершащими под музыку небесных сфер настоящее, прошлое и будущее. Он называет их дочерями богини Ананке, вращающей мировое веретено.
С течением времени богини приобретают личные имена, это три божественные сестры - беспощадные властительницы судьбы, не принимающие апелляций от людей и неподвластные богам:
Лахесис, "дающая жребий", отвечает за прошлое, она назначает жребий еще до рождения человека и следит за его исполнением. Лахесис как бы разматывает и пропускает сквозь жизненные невзгоды, превратности судьбы, через всю жизнь смертного человека ту нить, которую для каждой судьбы прядет Клото. Нарушить жребий невозможно, исполнить его помогают все боги.
Ее сестра Клото, "пряха", мойра настоящего, прядет нить, на которую нанизаны события настоящего времени в человеческой жизни.
Атропос же - мойра будущего, "неотвратимая" - неотвратимо приближает будущее человека и перерезает ножницами нить человеческой жизни, тем самым обрывая ее.
Отношения между мойрами и олимпийскими богами довольно сложные. Как результат архаики было то, что боги, несмотря на их могущество, также подчинялись мойрам и не знали ими предназначенного, над ними также властвовала не знающая жалости судьба. Так, Зевс, желая узнать веления судьбы, взвешивает жребий человеческих жизней на золотых весах.

Хариты - благодетельные, прекрасные видом богини, воплощающие доброе, радостное и вечно юное начало жизни (от греческого c a r i z, "милость", "доброта"), красоту и грацию; дочери Зевса и Геры, по другим источникам - Гелиоса и геспериды Эглы, но самая распространенная версия называет их матерью океаниду Эвриному. В Фигалии (Пелопоннес) в святилище харит посетителям даже показывали скованную цепями женскую статую с рыбьим хвостом, называя ее Эвриномой.
Но еще задолго до приобретения такой родословной эти божества почитались и в Спарте, и в Афинах, и в Орхомене, и в других местах древнейшего обитания греков. В частности, культ их засвидетельствован на осртове Парос еще во времена Миноса. Первоначально они почитались в виде метеоритов.
Имена харит, их число и просхождение в различных мифах различны. У поздних авторов их то две, то три, Аглая ("сияющая"), Евфросина ("благомыслящая") и Талия ("цветущая"). Гомеру еще известно множество безымянных богинь, среди них он знает одну хариту, супругу Гефеста или некую младшую из харит - Пасифею, обещанную Герой в жены богу сна Гипносу. Вообще, различных имен греки называли по крайней мере с десяток - в зависимости от места почитания. Так, известны имена еще друх харит - Клета ("желанная") и Фаенна ("сияющая"), а также еще одно - Пейто ("убеждение").
Иногда харит совмещают с орами, с которыми они близки по облику и предназначению, тогда их насчитывают четыре и именуют Ауксо ("приумножающая"), Карпо ("плодоносящая"), Талло ("цветение") и Гегемона ("руководительница").
В мифах о харитах заметна их связь с вегетативными силами природы, они стали ее божествами, - но не порядка в ней, а радости, которую она приносит всему живому своей цветущей красотой.
Также богини связывались с трудовой и художественной деятельностью, они близки Аполлону.

Сестрами мойр и харит считались оры или горы, дочери Зевса и Фемиды. Как и другие "множества" оры первоначально не имели определенного числа и имен. Затем "множество" было выражено числом три, и оры стали называться Эвномия (Евномия, "законность"), Дике ("справедливость") и Эйрене (Ирена, "мир" или "покой").
Оры унаследовали архаические черты божеств - покровителей урожая и живительных сил природы, выражали идею произрастания, плодородия, отсюда их имена в Афинах: божество весны, роста - Ауксо; лета, цветения - Талло (Фалло, "цветущая"); осени, зрелого плода - Карпо ("изобилующая плодами").
Таким образом, природа ор двойственна. Они охранительницы порядка как в природе, так и в обществе. Будучи дочерьми Фемиды, богини справедливого законодательства, они упорядочивают жизнь человека, вносят в нее установленную периодичность, наблюдают за ее закономерным течением. Но также оры - и богини плодородия и времен года. Связь с природой сохранялась в их внешнем облике: они изображались жизнерадостными девами с цветами и растениями в руках.
Перенесенные на Олимп, оры были отданы в услужение Гере, которая первоначально мыслилась как богиня земли и считалась строгой охранительницей неизменного порядка в природе и человеческих отношениях. Им поручалось скрывать обиталище богов от посторонних глаз. В "Илиаде" Гомера оры стерегут облачные врата Олимпа, заботятся о колеснице Геры и кормят ее коней.
Также оры оказывали услуги Гелиосу, помогая ему впрягать в солнечную колесницу нетерпеливых коней. Их можно было увидеть и в свите Афродиты; вместе с харитами они были участницами пышного и шумного шествия Диониса.
В поздних легендах одна из ор, получившая имя Хлорида, была отдана в жены благодатному западному ветру Зефиру и стала рассматриваться как олицетворение весны.

Немесида, Немезида - богиня правосудия, справедливого возмездия, одна из наиболее древних и почитаемых в Греции. Дочь богини ночи Никты и бога тьмы Эреба, она именовалась также Адрастеей ("неотвратимой") и была близка по своим функциям богине Дике.
Немесида наблюдает за справедливым распределением благ среди людей (от греческого nemo, "разделяю") и обрушивает свой гнев (от греческого nemesao - "справедливо негодую") на тех, кто преступил закон. В зависимости от поступков людей Немесида одаряла их счастьем или несчастьем. Но в основном ей приходилось наказывать людей за их злые и несправедливые деяния. Особенно наказывался богиней тот, кто, ослепленный нечаянным счастьем, заносился слишком высоко и вел себя вызывающе по отношению к богам. Она немедленно запоминает любую несправедливость, и всегда за ней следует возмездие. Любимые богиней гипербореи никогда не испытывают гнев Немесиды.
В одном из сказаний говорится, что Немесида была матерью прекрасной Елены, от бога-громовержца Зевса. Спасаясь от преследований Зевса, она превратилась в гусыню, но Зевс настиг ее, превратившись в лебедя. Снесенное Немесидой яйцо было найдено пастухом и принесено Леде, спрятавшей его в ларец (чаще, однако, этот миф относят к самой Леде). Из этого яйца и вылупилась прекрасная Елена, воплощение мести богов всему человеческому роду, ставшая причиной Троянской войны.
Немесида могла приобретать тысячи различных обликов. Изображалась она обычно задумчивой молодой женщиной, окруженной символами-атрибутами равновесия: весы обозначали равновесие между поступками человека и меру вины, уздечка намекала на необходимость контролировать поведение, меч или плеть красноречиво свидетельствовали о наказании за проступки, крылья или колесница, запряженная грифонами - чудовищами с львиными туловищами и орлиными головами, символизировали быстроту воздаяния.

Ата - божество, олицетворение заблуждения, помрачения ума, дочь Зевса. При рождении Геракла Ата сыграла губительную роль, помрачив ум Зевса. Ожидая рождения Геракла у Алкмены, Зевс заявил, что родившийся теперь смертный будет царствовать и повелевать всеми людьми. Ревнивая Гера вынудила Зевса подтвердить это клятвой, и затем, замедлив роды Алкмены, ожидавшей с минуты на минуту появления младенца, ускорила рождение ничтожного Эврисфея, в зависимость от которого попал родившийся позже Геракл. Разгневанный Зевс сбросил Ату с неба, и с тех пор ее злые чары распространяются на людей.

Ганимед - сын троянского царя Троса и нимфы Каллирои. Из-за своей необычайной красоты Ганимед, когда он пас отцовские стада на склонах Иды, был похищен Зевсом, превратившимся в орла (или пославшим орла), и унесен на Олимп; там ему были переданы обязанности виночерпия, принадлежавшие до тех пор богине Гебе; юноша разливал богам нектар и подносил амброзию. За Ганимеда Зевс подарил его отцу великолепных божественных коней или золотую виноградную лозу работы Гефеста. Согласно одному из вариантов мифа, Ганимед был вознесен на небо в виде зодиакального созвездия Водолей.

Геба, Гебея - богиня юности, дочь Зевса и Геры, сестра Ареса и Илифии. На Олимпе во дворце Зевса на пирах богов Геба выполняет обязанности виночерпия: подает амброзию и нектар (впоследствии эта должность перешла к Ганимеду). После обожествления Геракла Геба была отдана ему в жены как награда за его подвиги и в знак примирения с Герой, преследовавшей и ненавидевшей его всю жизнь.
Священным деревом юной богини считался кипарис. Раб, вошедший в храм Гебы, получал свободу.

Домашнее задание:
1. Хариты, мойры, оры - есть ли между ними какое-то сходство? Что они олицетворяют по вашему мнению - добро или зло?
2. Одна из упомянутых богинь первоначально входила в число двенадцати главных богов. Сделайте небольшой доклад об этой богине.

Хостинг от uCoz