Курс 2 Лекция № 1  

Мифы народов Арктики.


В областях, расположенных близко к Северному полюсу, климат холодный и суровый. Поэтому обитающим в этих краях людям — североамериканским и гренландским инуитам, народам Севера России и скандинавам — приходится нелегко. Земледелие здесь невозможно, и вплоть до недавних времен единственным источником пропитания для этих народов оставались охота и рыбалка. Поэтому не удивительно, что важное место в их мифологии занимают животные и погода.

В некоторых отношениях эскимосская мифология расширяет общее понятие мифологии. Например, в отличие от древнегреческой мифологии, по крайней мере некоторое количество людей непрерывно верили в неё начиная с далёкого прошлого и по настоящее время включительно. Несмотря на то, что основной религиозной системой эскимосов сегодня является христианство, многие эскимосы всё ещё хранят веру по крайней мере в некоторые элементы своей традиционной мифологии. Существует точка зрения, по которой эскимосы в какой-то степени адаптировали традиционные верования к христианству, при этом другая точка зрения утверждает, что верно противоположное: эскимосы адаптировали христианство к своему взгляду на мир.

В традиционной мифологии инуитов (эскимосов) нет верховного бога: силами природы управляют несколько духов. Самые важные из них — дух моря Седна, дух воздуха Сила и дух луны Таркек.

Мир духов властвует над всеми явлениями повседневной жизни. В каждом племени есть шаманы, способные общаться с духами напрямую. Чтобы побеседовать с духами шаман погружается в транс. Может показаться, что он находиться без сознания, но в это время его душа странствует в мире сверхъестественного. Шаман просит духов даровать племени удачу в охоте или спрашивает совета о лечении больного.

В мифологии инуитов животные и люди после смерти возвращаются на Землю в том или ином облике. Животное, возродившись, может снова стать объектом охоты. Когда умирает человек, часть его души отправляется в подземный или небесный мир, а часть вселяется в новорожденного младенца. Если младенцу дают имя в честь покойного, он наследует некоторые черты его характера.

Как инуиты, так и народы Сибири, традиционно верят в существование нескольких миров, расположенных один над другим. Земля находится посередине. Добрые духи обычно помещаются в верхних мирах, а злые - в нижних. Все миры соединены между собой волшебным деревом. Шаман, погружаясь в транс поднимается или спускается по этому дереву в иные миры.

В эскимосской мифологии Седна (на инуктитуте Санна, Самна — ''тот нижний'', ''тот под чем-либо'') — великий дух, возможно, богиня, хозяйка морских животных, особенно млекопитающих, (тюлени, моржи и тому подобное). Живёт в Адливуне, эскимосском царстве мертвых, и управляет им. Часто является мифической создательницей или разрушительницей всего сущего. Под разными именами встречается почти у всех групп эскимосов. Известна также как Арнакуагсак, или Арнаркуагссак (Гренландия) и Нерривик, или Нулиаюк (Аляска). Хотя Седна, как иногда считается, господствует над арктической частью Канады, под другими именами она известна среди многих племён эскимосов. Одним из примеров этого является Арнапкапфаалук (большая плохая женщина) медных эскимосов из района Залива Коронации.

Согласно одному из мифов, Седна, подобно ундине, была дочерью бога-создателя Ангуты и его женой. Она была такой большой и прожорливой, что ела все, что находила в родительском доме, и даже сгрызла одну из рук отца, пока тот спал. Согласно другим версиям мифа, она взяла себе в мужья пса. Ангута так рассердился, что выбросил её из каноэ. Она уцепилась за его борта, но Ангута обрубил её пальцы один за другим. Она утонула и попала в царство мертвых, став владычицей глубоководных чудовищ, а её огромные пальцы стали тюленями, морскими львами и китами, на которых охотятся эскимосы.

Другие мифы утверждают, что Седна была красивой целомудренной девушкой, невинно завлеченной замуж злобным птичьим духом. Когда отец попытался спасти её, дух разозлился и вызвал ужасный шторм, угрожавший уничтожить его людей. В отчаянии её отец бросил её в бушующее море.

Различные легенды дают разные объяснения её смерти от рук отца. Иногда она невинная жертва, иногда оказывается, что заслуживает наказания за жадность или какой-нибудь плохой поступок. Однако все истории сходятся на том, что она сошла в глубины океана и стала владычицей морских существ. Так или иначе, она стала жизненно важным божеством, истово почитаемым охотниками, зависящимии в добывании пищи от её доброй воли.

Домашнее задание:
1. Как образ жизни северных народов повлиял на их мифологию?
2.Какими качествами по вашему мнению должен обладать ангакок (шаман)?
3. Какой из мифов о Седне вам кажется наиболее правдоподобным и почему?

Хостинг от uCoz