Курс 2 Лекция № 3  

Мифы народов Северной Америки.

Большинство североамериканских индейцев поклонялись Великому Духу - самому могущественному из богов, который сотворил мир самостоятельно или с помощью других персонажей мифов. Разные народы называли его по-разному. Селиши, например, знали его под именем Амоткен, а алгонкины - под именем Гитчи-Маниту.
Великий дух изображается не очень отчетливо. Подчиненные ему божества - Мать-Земля, Отец-Небо и другие - обрисованы с большей определенностью.

Важное место в мифологии североамериканских индейцев занимают животные. Мифы утверждают, что когда-то, давным-давно, животные умели превращаться в людей. Среди племен, населяющих северо-западное побережье Северной Америки встречаются поверья, гласящие, что тот или иной род произошел от какого-либо животного, принявшего человеческий облик. Такое животное являлось особым символом рода - тотемом.

Изображения мифических животных вырезали на деревянных тотемных столбах. Чем выше помещалось животное на столбе, тем выше в иерархии племени стоял род, поклонявшийся этому тотему. Иногда тотемные столбы представляли собой своеобразную историю рода в картинках. Такие столбы устанавливали при входе в деревню, на могиле покойного вождя или, иногда, перед жилищем главы рода.

Также немаловажное место в мифологии индейцев занимает тема общения с духами и богами. У большинства народов была развита вера в личных духов-хранителей. Такой дух имелся у каждого человека. Он помогал своему подопечному на протяжении всей жизни и заботился о нем.

Мальчики ( а в некоторых племенах и девочки), достигшие определенного возраста, отправлялись в "духовное путешествие". Это был особый ритуал, включающий молитвы и пост и проводившейся в уединенном месте. Подростка, выполнившего такой ритуал, в конце концов посещали видения. Цель духовного путешествия состояла в том, чтобы найти своего личного духа-хранителя. Иногда молодые люди наносили себе раны, чтобы вызвать транс. Нередко дух являлся в облике птицы или животного.

Вступить в контакт с миром духов мог любой человек, но считалось, что стать шаманом - человеком, связанным с духами особенно тесными узами, - способны лишь немногие избранные. Зачастую будущий шаман узнавал о своем предназначении в ранней молодости, и выражалось это в том, что он тяжело заболевал. Во время этого испытания шамана посещали духи, от которых он получал священные знания.

Постоянная связь, которую шаман устанавливал с духовным миром, приносила племени много пользы. К примеру, шаман мог указать своим соплеменникам хорошее место для охоты. Кроме того, он лечил больных, погружаясь в транс и выясняя у духов, какое лекарство поможет при той или иной болезни.

У индейцев имелось множество разнообразных церемоний, нередко сопровождавшихся музыкой и танцами. Многие ритуалы были так или иначе связаны с пищей. Например, индейцы восточных лесов в знак благодарности за богатый урожай исполняли для духов Танец Зеленого Маиса.

У индейцев Великих равнин главную роль в мифе о сотворении мира играло Солнце. Поэтому главной их церемонией был Танец Солнца, исполнявшийся раз в году.

Первоначально цель этой церемонии состояла в том, чтобы поблагодарить Солнце за все те милости, которое оно посылает на землю. Кроме того, во время танца члены племени входили в контакт с духами и черпали силы из мира духов. Некоторые люди наносили себе раны во время танца: считалось, что это помогает избавиться от невежества. В наши дни Танец Солнца приобрел и другие значения; в разных племенах его исполняют с различными целями.

Еще одна церемония, общая для индейцев Великих равнин и восточных лесов, - ритуал курения священной трубки. Он символизировал единство рода, единство племени и всего мироздания. Миф индейцев лакота гласит, что первую трубку подарила вождю племени женщина, которая затем превратилась в буйвола. Священные трубки украшались резными изображениями, которые символически воспроизводили мифы творения и видения, посещавшие владельца трубки, а также обозначали личного духа-хранителя.

Индейцы юго-запада проводили священные церемонии в подземных помещениях, которые назывались кивы. Кива была символом Матери-земли. Отверстие в полу кивы символизировало Шипап - место, в котором первые люди вышли на поверхность земли. Лестница, ведущая через это отверстие, - символ восхождения в верхний мир. Перед алтарем, установленным в киве, возносили молитвы. На алтере помещались так называемые молитвенные палочки, украшенные перьями, и другие священные предметы.

Индейцы хопи, обитавшие на юго-западе верили, что после смерти душа хорошего человека становится духом качина. Полгода качина живут в мире духов, а на период с середины зимы возвращаются к людям хопи. В этот период их олицетворяют танцоры племени, носящие раскрашенные маски. В общей сложности насчитывается более 300 качина; у каждого из них свой особый характер и своя маска. Хопи проводят обряды в честь качина, чтобы те послали им богатый урожай.

У индейцев юго-запада важную роль в церемонии исцеления больного играли сухие или песчаные рисунки. Такой рисунок выкладывался из разноцветных песчинок и состоял из традиционных узоров. Их следовало собирать по памяти, в точности следуя изначальному образцу, - в противном случае ритуал не срабатывал.

Мифов о загробной жизни у североамериканских индейцев известно немного. Иной мир в них, как правило, очень похож на земной, но гораздо более изобильный. В особенности там много животных, на которых можно охотиться вволю. Индейцы Великих равнин называли этот мир счастливой землей охотников.

В исторической памяти индейцев дакота сохранился такой миф. Душа одного жреца была унесена ветром на небо. Там её семена проросли, он родился вновь и познакомился со всеми богами. Они научили его ремёслам и наукам. После этого он возвратился на землю. Его тело претерпело четыре перерождения, и каждый раз он становился всё более могущественным, но после последнего превращения опять возвратился в царство смерти.

Конечно, у большинства индейцев представления о пути в загробный мир не так сложны. Считается, что, расставаясь с земным миром, душа умершего человека отправляется в мир духов, который со всех сторон окружает мир людей.



Домашнее задание:
1. Какой дух-хранитель был бы у вас и почему?
2. Как человек понимал, что ему суждено стать шаманом? Как вы оцениваете этот способ?
3. Напишите доклад о любом ритуале индейских племен.

Хостинг от uCoz