Курс 2 Лекция № 4  

Мифы народов Северной Америки.

В мифах всех племен так или иначе упоминается трикстер.
Трикстер- это сверхъестественное существо и герой, который благодаря своему хитроумию нередко приносит людям благо. Иногда трикстер оказывается также богом - творцом. Но в тоже время добро и зло в его глазах ничем ни отличается друг от друга.

Иногда трикстер олицетворяет коварство и разрушительную силу, а иногда может символизировать довольно безобидные розыгрыши, хитроумие, ловкость или шутовское поведение. В самом зловещем варианте трикстер - носитель хаоса и беспорядка, испытывающий удовольствие от своих злодеяний.

В мифологии североамериканских индейцев в роли трикстеров выступают различные животные. У племен, населяющих северо-восточные и юго-восточные леса, это Великий Заяц или Кролик, Енот и другие животные; у жителей юго-запада, запада и великих равнин - Койот; а у народов северо-западного побережья - Ворон, голубая сойка или норка.

Ворон - один из центральных персонажей в мифах народа хайда, первопредок, культурный герой и творец. В начале времен Ворона сбросили с небес. Сначала он растерялся, но затем принялся хлопать крыльями и, взбивая первозданные водя, отделил сушу от моря. Затем он создал из морских раковин первых людей и украл Солнце из небесного мира, чтобы осветить мир земной. Также уже упоминала, что Ворон был трикстером. О нем сложено много мифов.

Койот - трикстер в мифах индейцев юго-запада, запада и великих равнин. Это хитрый, коварный и вредоносный персонаж, сеющий в мире хаос и разрушение. Миф народа майду повествует о том , как Вономи, верховный бог, сотворил первых людей. Поначалу люди жили счастливо и ни в чем не знали нужды. Но койоту вскоре надоело наблюдать за их безоблачным существованием, и чтобы жизнь стала интереснее, если можно так выразиться, он придумал болезни, несчастья и смерть. Он хитростью победил Вономи и с тех пор властвует на земле. По иронии первой жертвой пал сын самого Койота. Его ужалила Гремучая Змея - друг Койота.

Немного иначе представлен Койот в другом мифе о Вишпуше, чудовищном бобре, которй не позволял обитателям северных равнин ловить рыбу. Люди обратились за помощью к Койоту, и тот прогнал бобра огромным копьем. Раненый Вишпуш попытался спастись и потащил за собой Койота, вцепившегося в копье зубами. Тогда Койот превратился в еловую ветку. Бобр проглотил его, а Койот в его желудке принял свой прежний облик и пронзил Вишпушу сердце. Из тела убитого Вишпуша, Койот сотворил племена, населявшие северо-западной побережье Северной Америки.

Дух огня или громовая птица - персонаж многих мифов народов Северной Америки. Он является на Землю в облике гигантского орла. Глаза его сверкают молниями, а шум крыльев подобен раскатам грома. Громовая птица обладает сверхъестественным могуществом и неустанно ведет борьбу с силами зла. Громовую птицу в различных мифах представляют по-разному. У индейцев лакота она выступает помощницей Отца-Неба. У народов северо-запада является верховным божеством. Племена, населявшие запад континента верили в существование четырех громовых птиц - по одной на каждую сторону света.

Для Индейцев Северной Америки мифологии весьма характерны мифы о происхождении и миграции племён и о приобретении ими чудесных талисманов или реликвий. У алгонкинов (в частности, делаваров) миграционный миф повествует об историческом странствии племени с его легендарной прародины, лежащей на северо-западе США, на юго-восток континента. В мифологии индейцев кайова говорится о том, что племя поднялось в этот мир через полый древесный ствол и странствовало от верховьев реки Йеллоустон на юг степной зоны, приобретя в пути чудесный фетиш - куклу Тай-ме. Предки индейцев оседж, согласно их мифологии, спустились на землю со звёзд и пришли к реке Миссисипи. У племён северо-запада распространены мифы о происхождении и истории знатных родов и их вождей, куда входят мотивы о миграции из-за моря, о войнах с окружающими племенами, о чудесном приобретении тотемных гербов (последние широко изображаются на тотемных столбах, стенах домов, надгробных памятниках, лодках и т.д.). Согласно мифам пуэбло (в частности, у хопи) на поверхности земли людям встретился их защитник и покровитель Масау''у, он потребовал от людей совершить по четыре миграции вдоль и поперёк континента и затем основать поселения. Масау''у снабдил старейшин отдельных родов племени каменными табличками, на которых был начертан путь каждого рода. Во время миграций каждый род приобрёл своих духов-покровителей - качина, связанных с культом плодородия. Эпизоды странствий различных родов пуэбло записаны на скалах ряда каньонов юго-запада, отдельные фрагменты мифов сохранились в виде настенных фресок в ритуальных святилищах - кивах.

Особое место в Индейцев Северной Америки мифологии занимают мифы о великанах-людоедах; они носят противоречивые черты и свидетельствуют о пережитках каннибализма. У ирокезов к таким мифам относится цикл о кремнёвых людоедах-великанах, вторгавшихся с севера во владения ирокезов и истреблявших людей. Таронхайавагон сжалился и в облике великана привёл всех людоедов к селению Онондага, где обрушил на них град каменных глыб. Удалось спастись лишь великану по имени Ганусква, который передал ирокезскому охотнику искусство изготовления священных масок, применяемых при лечении болезней (т.н. "ложные лица"). По другим источникам, эти маски передал после единоборства с Таронхайавагоном великий горбун Хадуигона (вариант: в облике Хадуигона выступает Тавискарон).

У племён северо-запада распространённым персонажем является Дсоноква (у квакиутль), Кали-Ахкт (у сквомиш), Ишкус (у маках). Это великанша-людоедка с медными когтями, которая свистом заманивает детей в лес и уносит их на спине в корзине. Однако ей не удаётся насытиться человеческой кровью. Дсоноква попадает в ловушку, приготовленную людьми, и её сжигают; но при попытке развеять по ветру пепел Дсоноквы он превращается в москитов.

По ряду источников, верховным божеством квакиутлей является Каннибал-На-Северном-Краю-Мира, сверхъестественная сила которого становится достоянием членов ритуального общества Людоедов во время драматизированных церемоний. В других мифах можно выделить мотивы о людях-пигмеях (у ирокезов и алгонкинов). На северо-западе довольно распространённым является миф о бедном сироте, презираемом окружающими, который приобретает сверхъестественную силу и добивается признания. Часто встречаются мифы о превращениях людей в животных и о странствиях в иной мир.

К позднемифологическому циклу относятся предания ирокезов об образовании Союза ирокезских племён (Великой Лиги), которое приписывается пророкам Гайавате и Деганавиде.

В мифах земледельческих племён (ирокезов, пуэбло, алгонкинов) существенное место занимают божества - олицетворения полезных растений ("три сестры" - маис, фасоль и тыква - у ирокезов, Мондамин - у алгонкинов), а также множество антропоморфных или безликих невидимых духов как различных стихий, так и отдельных предметов. Для алгонкинов характерны многочисленные добрые и злые духи природы (маниту). Злые маниту имеют вид рогатых водяных змей, но могут изменять свой облик. Важнейшие божества навахо относятся к разряду "старших богов", ужасающих по облику и одновременно прекрасных, в целом благосклонных к человеку, которые напоминают качина племён пуэбло. "Младшие боги" - это духи местных святынь, каньонов, гор, отдельных животных.

В мифах сиу-дакотов присутствуют четыре категории духов, олицетворяющих четыре стихии: воду (уинктехи), землю (тункан), ветер (такушканшкан) и огонь (вакиньян), - каждая из которых обладает сложной цветовой и пространственной ассоциативной связью. Важное место в мифах занимают медведь (символ творца) - почти во всех мифологиях, змея (символ земли) и орёл (символ солнца), бизон у племён прерий; собака, лис и другие. у степных индейцев считаются основателями воинских союзов.

Домашнее задание:
1. Объясните, как вы поняли кто такие трикстеры.
2. Почему в мифах многих племен есть сказания о миграции?
3. Подготовьте небольшой доклад о Гайавате.

Хостинг от uCoz