Мнгва (нунда или нунду).
Истошный крик женщины нарушил тишину маленькой и деревеньки на берегу озера Танганьика. В тусклом утреннем свете на еще свежем от росы песке лежала бесформенная куча костей и мяса, только что бывшая человеком. Постепенно вокруг останков собрались жители. Все молчали. И один, подойдя ближе, подобрал несколько
серых волос.
- Мнгва!
Это слово эхом отозвалось среди остальных жителей.
- Мнгва! - повторил другой, склонившись над следами на влажном песке.
Оно нашло себе новую жертву.
Мнгва - тайна Африки. На языке суахили она называется mungwa,
что значит "невидимый".
Очень часто африканцы путают это животное (его еще называют нунда) с нанди-бэром. В то время как чемозит представлен в виде многих образов, мнгва исконно кошачье создание - механизм точных мускулов, действующих при прыжке как стальные рессоры, мощных безотказных когтей и зубов. И в то время как место действия первого распространено на юг аж до Трансвааля, второй имеет очень
ограниченный ареал - берега озера Танганьика.
Африканский тигр ростом с осла... Неизвестное животное размерами со льва...
Можно сказать, что мнгва - такое же мифическое животное для рыбаков Танганьики, как оборотень для наших западноевропейских лесов. Он фигурирует во многих сказаниях и стихах на суахили. Капитан Хиенс приводит песню воина Леонго Фумо ва Ба-Уриу:
Sikae muyini kuwa kitu duni nangie mwituni haliwa na mngwa (Я не живу в городе, чтобы не стать ленивым. Я погружаюсь в лес, чтобы быть сожранным мнгвой.)
Этой песне 1150 лет. Сегодня этот образ по-прежнему живет среди местного населения.
Если обратиться к легенде о султане Маджнуне, можно убедиться, что там этот образ занимает то же место, что и дракон в легендах Востока. Судите сами.
"Однажды кот султана сбежал из дому и пошел "малость" поохотиться в курятнике. Охрана спросила у султана разрешения убить кота, но тот ответил: "Кот мой и куры мои". Кот покончил с курами и принялся за овец и коров, не забыл даже верблюдов. И каждый раз султан не давал убить кота, говоря, что все, кого он убивал, принадлежит ему, султану. Все это длилось до тех пор, пока однажды кот не задрал трех сыновей султана. На этот раз Маджнун изменил свою политику: "Это больше не кот, это нунда!"
Седьмой сын султана решает убить злое животное. Он убивает крупную собаку и возвращается домой с песней:
Mama wee, nialaga Nunda т la walu (О, мама, я убил нунду-людоеда.) Но мать засомневалась. Юноша затем убил циветту, зебру, жирафа, носорога, слона, думая каждый раз, что убил нунду, и каждый раз мать говорила ему, что тот ошибся.
И вот однажды, предупрежденный о том, что его не пустят домой без трупа нунды, юноша углубился в лес и там увидел настоящего убийцу: "Это должна быть нунда. Мать мне говорила, что у нее маленькие уши, и они маленькие. Мать мне говорила, что она должна быть широкая в кости, а не продолговатая. Она такая и есть. У нее должны быть два пятна, как у циветты, и у нее они имеются.
Хвост такой короткий, как у той, что упоминала мать, и все признаки налицо".
Молодой человек убил ее из ружья. Мать встретила его песней: Mwanangu ndiyiyi Nunda mla walu (О, сын, она твоя, нунда-людоед!) Конец у истории классический: сын наследует власть отца, женится на красивой девушке и долго живет в любви и согласии с народом. У этой легенды есть один важный аспект. Она пытается сблизить нунду со всем известным животным - кошкой.
Что такое мнгва? Какое-то мифическое животное, рожденное воображением африканцев. Так думали до 20-х годов прошлого века.
В 1920 году на рыночной площади пригорода Дар-эс-Салама ночью дежурный полицейский — аскари, был растерзан каким-то сильным зверем. Львов в этой местности давно нет. В руке несчастного был клок серой шерсти, которая не принадлежала ни одному известному животному. В полицейским участок тем временем пришли два перепуганных человека, которые признались, что минувшей ночью решили совершить кражу на рыночной площади и следили за полицейским, когда неожиданно из темноты точно призрак выскочила огромная кошка и унесла стража порядка. На утренней поверке, чтобы ободрить полицейских, офицер прочитал лекцию о хищных животных и о вреде глупых суеверий. Но ближайшей ночью страшный зверь разорвал на части ещё одного аскари, оставив клочки шерсти на пряжке его ремня.
В течение следующего месяца мнгва загрызла в соседних сёлах ещё несколько человек. После того как отрядами полиции была прочёсана местность и расставлены ловушки, набеги нунды прекратились, но зверя не поймали.
Некоторые зоологи по описаниям выживших от столкновения с мнгвой местных жителей, которые особо указывают на огромные клыки зверя, предполагают, что мнгва относится к потомкам саблезубых тигров. Если мнгва всё-же будет поймана или застрелена, то это будет являться доказательством существования живых саблезубых тигров, которые считаются вымершим видом животных.
Вот и все. Под конец этой неоконченной главы приведу поговорку суахили, очень похожую на известное высказывание Гамлета:
Si taayabuni waane Adanu, mambo yalio dumani (He удивляйтесь, дети людей, вещам, что происходят в этом мире.)
Домашнее задание:
1. Предложите свой способ защиты от мнгва и не бойтесь фантазировать.
2. Как вы думаете, существует ли мнгва на самом деле? Если да, то где он укрывается от людей?
|