Лекция № 1  

Эллария вошла в зал ровно за минуту до начала занятий. И кивнув студентам, она не оттягивая ни секунды начала лекцию.
- Я приветствую вас всех на одном из самых интересных и увлекательных предметов в этой школе, - уверенно заговорила Лара, глядя на учеников. Лекции девушка читала без подсказок и конспектов. Этим, как она справедливо полагала, преподаватель оскорбляет студентов и подает им плохой пример.
- Для начала несколько организационных моментов. Первое мое требование. На лекции вы приходите без опозданий. В противном случае я вас не пущу, и вы будете вынуждены мне их отрабатывать. А отработки, поверьте, не самая приятная процедура. Моя сестра слишком добрая, и у нее студенты умудряются отработать пропущенные лекции даже со второго раза. Но у меня, - Эллария выдержала паузу, - еще никто не отработал со второй попытки.
Требование номер два. На практические занятия все приходят в халатах и головных уборах. Без этой формы на практику вы допущены не будете.
Требование третье. Я уважаю вас, - тут Лара говорила вполне серьезно, - а вы уважаете меня. Тогда проблем не будет. За несоблюдение этого правила, я караю особо жестоко и наладить со мной отношения после такого практически невозможно.
О том, что домашние задания нужно выполнять в обязательном порядке, даже говорить не хочу – это само собой разумеется. На этом прекращаем отвлекаться и переходим непосредственно к нашей лекции. Сегодняшняя тема – Введение в ядологию.
Как вы все прекрасно знаете, есть вещества, способные улучшать функции определенных органов, а есть составы, которые наоборот ухудшают эти функции. Так вот, все яды и относятся к последней группе. Хотя все не так просто – многие из этих же ядов в малых количествах способны благоприятно влиять на наш организм. Поэтому мнение, что мы тут будем изучать как и кого побыстрее отравить – ошибочно. Об этом мы конечно тоже с вами поговорим, но гораздо позже, когда я пойму, что у вас сформировалось правильное отношение к моему предмету.
На самом деле так же как и яд в малых дозах – лекарство, так и все вокруг: воздух, вода, пища — потенциальный яд, при неправильном или чрезмерном употреблении которого отравление неизбежно. Если необходимое организму содержание поваренной соли увеличить в десять раз — наступает смерть. Основа жизни, кислород, взятый в большом количестве, становится ядом. Употребление в один прием нескольких литров обычной воды приводит к гипонатриемии.
Все яды мы можем разделить на три группы: яды животного, растительного и химического происхождения. Каждый из этих разделов по-своему интересен.
Конечно, для человека опаснее всего яд, содержащийся в живых организмах.
И поэтому начнем мы с изучения ядов животного происхождения. Самыми главными продуцентами такого яда являются пауки, змеи и насекомые. Ядовитыми также бывают и рыбы, амфибии, жуки и даже птицы. Но они относятся к представителям с так называемым «невооруженным» ядовитым аппаратом. То есть они не способны сами ввести свой яд в ваш организм. Для этого вы должны либо их съесть или, например, просто потрогать,
Куда большую опасность представляют существа с «активным» ядовитым аппаратом. Сегодня я хочу поговорить с вами о змеях. Они первые среди животных по степени тяжести отравления.
Все опасные для человека ядовитые змеи земного шара разделяются на следующие четыре семейства:
1. Гадюковые - 58 видов
2. Гремучие змеи - 122 вида
3. Аспиды - 181 вид
4. Морские ядовитые змеи - 51 вид.
Это не обязательно заучивать, я привела эти цифры, чтобы вы представляли, как разнообразны представители ядовитых змей.
Теперь поговорим о том, как получают яд, - Эллария посмотрела на оживившихся студентов и уточнила, - это не значит, что вы должны сейчас же нестись и искать ядовитых змей. В противном случае – распрощаетесь с жизнью. Противоядия я не дам, а если вы каким-то чудом выживете, я лично отравлю еще раз. Только куда более профессионально.
Итак… Охота за змеями требует определенных навыков, знания мест скопления, образа жизни и повадок этих животных. Малейшая оплошность, особенно при ловле наиболее опасных южных змей, может привести к несчастному случаю. Поэтому повторяю - такой охотой не следует заниматься людям, не имеющим специальной подготовки и плохо знающим этих пресмыкающихся. В настоящее время опытные ловцы, нередко добывают за один день по 50 и более гюрз, эф, гадюк и других змей.
При ловле змей и получении от них яда надо работать уверенно, спокойно, быстро и продуманно, не отвлекаясь от дела ни на секунду и все время внимательно следя за головой змеи. Если человек не уверен в себе, испытывает страх или нерешительность, ему работать с ядовитыми змеями нельзя. Охотники должны носить высокие сапоги, так как в подавляющем большинстве случаев змеи наносят укус в ногу ниже колена. Руки должны быть без перчаток, поскольку последние нарушают осязание. Кроме того, толстые перчатки сковывают движения пальцев и мешают надежному обхвату змеи, а тонкие не могут защитить от укуса.
Мелких и средней величины змей захватывают длинным ветеринарным пинцетом или специальными щипцами. Более крупных - придавливают к земле раздвоенной на конце палкой или носком сапога, другой палкой плотно прижимают голову змеи к почве и лишь после этого берут змею за шею сразу же за годовой большим и указательным пальцами. Захваченную рукой змею поднимают с земли и хвостом вниз опускают в холщовый мешок, который плотно завязывают. Кобру удобнее всего ловить ременной петлей скользящего типа. Для этого сбоку к концу палки или алюминиевой трубки прикрепляют ремень из мягкой кожи, свободный конец которого проводится через закрепленные на палке скобы или через отверстие трубки к рукоятке. Двигая ремень за свободный конец, петлю можно увеличивать и суживать. Когда кобра принимает позу угрозы, ее удобно захватить петлей за голову. Пойманную змею сразу же поднимают над землей и быстро схватывают рукой за шею.
В неволе змей содержат в специально оборудованных террариумах. Последние обогреваются электрическими лампочками и снабжены градусниками. Для субтропических змей оптимальная температура равна 25-30°, для змей умеренного пояса - 15-25°. В террариумах должны быть такие же суточные колебания температуры, какие наблюдаются в природных условиях (от 5 до 15°). Постоянная температура действует на змей пагубно. В клетках устанавливаются плоские ванночки с водой, в которых животные охотно купаются. Кормят змей один раз в 3-4 дня белыми мышами, бракованными цыплятами, воробьями, прямокрылыми насекомыми (саранчой, сверчками, кузнечиками и др.), лягушками. Сытые змеи почти не передвигаются и днями лежат совершенно неподвижно, голодные - проявляют беспокойство, высоко поднимаются по стенкам клеток, падают, поднимаются вновь и т. д.
Лучше к клеточному содержанию приспосабливаются гюрзы, живущие в неволе до двух и более лет, хуже - песчаные эфы (продолжительность жизни в клетках до б месяцев) и степные гадюки (в клетках живут до 3-4 месяцев, в вольерах - до 1,5 лет). Повторное взятие яда сокращает продолжительность жизни змей в неволе. Лучше к неволе привыкают змеи среднего размера и возраста, выловленные в осеннее время.
Для получения яда змею схватывают за шею непосредственно за головой- При этом змея широко разевает пасть, в которую быстрым движением вставляют край фарфоровой чашечки или стаканчика так, чтобы ядовитые зубы прилегали к внутренней поверхности сосуда. Из ядовитых Зубов в чашечку стекает яд. Для более полного опорожнения ядовитых желез дополнительно массируют пальцами места расположения ядовитых желез - то сдавливая, то отпуская заглазничные области.
Хорошее опорожнение ядовитых желез можно вызвать и электрическим током. Для этого, после прижатия верхней челюсти змеи к краю стаканчика, к слизистой оболочке пасти прикладывают с помощью специального пинцета два электрода, к которым поступает ток напряжением в 6-8 в. Этот способ более удобен, быстр и менее травмирует змею.
Полученный яд сушат при низкой температуре либо в специальных герметично закрытых сосудах с поглотителем паров, либо в вакууме. Еще лучше сразу же замораживать яд до -20°, а затем высушивать в замороженном состоянии (лиофильная сушка).
Количество яда определяется по весу сухого остатка. Этот вес в среднем в 5 раз меньше исходного веса жидкого яда. Количество яда зависит от размера змеи, от внешней температуры, от частоты взятия яда и от предшествующего расхода его на умерщвление добычи. Крупные змеи дают значительно больше яда, чем мелкие. Так, например, от мелких гюрз с длиной туловища (без хвоста) 38 см удается получить в среднем около 10 мг сухого яда, а от крупных с длиной туловища 130-140 см - 251 мг. Змеи, находящиеся в тепле, дают больше яда, чем охлажденные. При частом взятии яда или кормлении змей незадолго до сроков его получения выход этого продукта также уменьшается. Кроме того, частое добывание яда неблагоприятно оказывается на состоянии змей, сокращает продолжительность их жизни в неволе. Лучшие результаты дает взятие яда через каждые 20 дней с прекращением кормления змеи за 3-5 дней до этой процедуры.
Следует учесть, что при естественном укусе змея вводит в жертву не весь имеющийся у нее запас яда, а только некоторую часть его. Согласно нашим опытам, истощение запаса яда в железах наступает лишь после 4-7 следующих друг за другом укусов. При этом значительное уменьшение количества вводимого яда наступает лишь при третьем-четвертом укусе.
Следует однако отметить, что в отдельных случаях бывают неудачные и "ложные" укусы, когда змея расходует очень мало яда или совсем не вводит его в жертву. Такие "ложные" укусы могут быть первыми или вклиниваются между двумя полноценными. Описаны подобные случаи и при нападении ядовитых змей на людей.
О подобных случаях настоящим магам нужно знать. Вполне вероятно в какой-то ситуации вас попытаются обвести вокруг пальца, демонстрируя прекрасное самочувствие после укуса ядовитой змеи…
Эллария посмотрела на часы и улыбнулась:
- Вам повезло, на сегодня лекция окончена. Домашнее задание перед вами в конвертах. Лекции для выполнения задания будет мало, но зато она вам пригодится позже… Советую не рисковать и тщательно подготовиться. Следующая тема гораздо сложнее и обширнее – я продолжу рассказывать вам о змеиных ядах и их действии на наш организм. И не забывайте, что после курса лекций о животных ядах, я жду вас на практических занятиях. Всего доброго.

Домашнее задание.
1. Что вам известно о ядовитых птицах? (библиотека Магфорда в вашем распоряжении – пора учиться пользоваться литературой)
2. Какие змеи могут плеваться ядом и где они обитают?
3. Задача. Ученый держал в вольере змею для получения необходимого количества яда для опытов.
Данный вид змей обитает в умеренном поясе планеты. Температура окружающей среды в вольере поддерживалась на уровне 10-15 градусов круглосуточно. Было установлено необходимое освещение.
За день до взятия яда ученый покормил змею насекомыми. Опорожнение ядовитих желез пресмыкающегося было вызвано раздражением электрическим током. Полученый яд ученый тут же заморозил до – 20 градусов.
Задание: оцените действия ученого. Какие ошибки он допустил?

Хостинг от uCoz